Пятница   16   Ноября   2018 г.

Русское Забайкалье.

Автор: admin · Дата: 1 августа 2010 · Прокомментировать

Русское Забайкалье.

Небольшой рассказ – наблюдение.

Сразу оговорюсь, что я атеист, даже стараюсь быть «не воинственным атеистом», что не всегда получается, так как ну ее нафиг – эту религию.

Так вот, есть у нас тут недалеко цепочка деревень вдоль Онона километра на четыре друг от друга: Нижний Ш…, Средний Ш… и Верхний Ш… . В сумме дворов на 250-300, не больше и вряд ли на все эти деревеньки сегодня в 21-й век наберется десятка два верующих людей. Средний Ш… маленький, при Советской власти был еще дворов на 10, а сейчас там стоит одна небольшая церквушка, которую восстанавливают всем миром. Я не знаю, может и вправду так когда-то было, может случайно сейчас так вышло, так сказать единичный случай, но ситуация выглядит так:

Стоит посреди степи, недалеко от оживленной для районного масштаба трассы (машин 500, наверное, в сутки всё-таки проходит) небольшая, никем не охраняемая, церковь. Купола нет, просто над крышей, покрытой профлистом, сооружен крашенный православный крест. Вокруг свежеструганный забор. Дверь на замок не заперта, подперта под дверную ручку деревянным бруском, сверху аккуратно накрытым тряпочкой, чтобы не царапал ручку. Если зайти, то можно увидеть, что внутри все уже практически сделано: висят образа, стоят подсвечники (или как их там правильно называют), линолеум, кресты, лампадки, ковровые дорожки и прочая церковная атрибутика. Без дорогих окладов и позолоты, но сделано все красиво и добротно. Внутри чисто так, что приходиться веником обувь отряхивать на входе. Алтарь на сегодняшний день пока не отгорожен и помещение просматривается насквозь, электричество не подведено.

О ремонте напоминает аккуратно сложенный в углу инструмент, включая и электроинструмент (!) и материал (ламинат, вагонка, краска, гвозди, шурупы и пр). Там, где должен начинаться алтарная часть (это я так называю, так как не знаю правильного названия), стоит на возвышении открытая коробка, куда можно положить деньги для пожертвования. Сколько мы туда ни заезжали, там всегда лежат деньги, на взгляд от 2 до 5 тыс рублей, купюрами и монетами разного достоинства. Там же рядом записка на тетрадном листочке: «Свечи не палить, за храмом некому смотреть!».

Всё это происходит сегодня, в России. Никто там ничего не берет и не ворует. Видимо деньги как накапливаются на что-то, то сразу закупают и делают, поэтому восстановление идет «рывками». Я там бываю проездом 1-2 раза в месяц, но ни разу не застал там рабочих или вообще кого-то. Просто приезжаю, вижу что что-то сделано, какой то материал появился и ждет когда его используют, какой то уже пошел в дело. Поэтому даже сказать не могу, кто и когда делает все это и по чьему почину.

Мы сию церквушку обратили внимание случайно. Ехали в автобусе с грандиозной рыбалки и кто-то предложил остановиться. Так как наша чисто мужская компания за день опрокинула ни одну рюмку чая и была в прекрасном расположении духа, то решили остановиться хоть по сути своей все сплошь атеисты. Подивились подпертой двери, ввалились туда всей толпой, стоим на пороге, дальше идти как то неудобно: кругом чисто, а мы с пьяной рыбалки. Покричали (решили, что раз недостроено, то можно) – никого нет. Коробку с деньгами увидели, тоже собрали по карманам какую-то сумму для пожертвования, кто почище отнес, положил.

Стоим, удивляемся, обсуждаем, как же так: все лежит без охраны, никто не берет ничего и нет никого. Я тут возьми и ляпни-пошути под остальных шутников: «Так здесь, на отшибе, душа народная прячется». Хотел дальше добавить что-нибудь вроде «от нас же самих раздолбаев, потому и не воруют», да не успел. Мужики внезапно замолчали и шапки почти одновременно сняли (сразу это нам в голову не пришло – в бога не веруем, да крепко поддатые почти все). Постояли, помолчали, потом вышли и в автобус. Оставшиеся 50 километров водку почти молча пили. Всю дорогу даже ничего не обсуждали, блин как на поминках. Вот такую фразу я брякнул и, видимо, в точку попал случайно…

С тех пор всегда туда заезжаем. Верующим я от этого не стал ни на грамм и другим не советую. Не шевелится у меня в голове мысль «бог у каждого в душе» и прочая байда. Есть просто в этом деле, что-то символическое и непостижимое, понятное всем и совершенно не относящее к православию (заходят то все: и буряты-буддисты и мусульмане). Более того, выяснилось, что каждый из нас, заходя в пустую церковь, подспудно думает «А украдут все-таки когда-нибудь что-нибудь и закроют ли всё это на замок?». Нет, не закрывают и, видимо, не крадут.
Вот такие мы. Есть у нас желание и умение соблюдать закон, когда он даже непонятен и чужд (какой я нафиг верующий!) и даже если он не прописан нигде.
Следующий раз поеду, сделаю фото. Выложу.

Это я к тому, что нет у нас страны, которую мы считаем своим долгом быть готовым защищать. Через нежелание и «не хочу», как было и, наверное, еще не один год будет. Не можем мы понять, почему мы должны беречь страну Эрефию и дорожить ей. Где-то там, в душе, не понимаем мы для чего это создание существует и для кого. Не жалко нам этого существа, гадим мы в ней мусором, жжем леса и степи, убиваем друг друга, воруем от нее кусочки, кусманчики и огромные куски. Страна большая, авось не заметят. Нет у нас по отношению к ней даже подспудной мысли «Не надо рушить – это моя страна!».

http://sovserv.ru/vbb/showthread.php?t=101488&page=3&pp=20

Рубрика: История, культура, традиции · Запись имеет метки:  

Комментарии

  1. Шеповалов пишет:

    очень интересно. СПАСИБО.

  2. Комбинезон пишет:

    Впервые оставляю комментарий на этом сайте, хотя просматриваю его уже давно. Замечательная работа, один из редких ресурсов в интернете, которые действительно интересно читать полностью.