Пятница   16   Ноября   2018 г.

Россия и её народ: Кто Мы и Куда Идём? Часть 2.

Автор: admin · Дата: 4 ноября 2010 · Прокомментировать

Россия и её народ: Кто Мы и Куда Идём? Часть 2.

Часть 2. Русский народ.


Последнюю четверть века в Российском обществе достаточно остро встаёт вопрос, который в обобщённом виде звучит так «Кто такие русские?».

Дело в том, что в соответствии с Конституцией РФ 1993 года ни русской нации, ни русского народа, ни русского этноса, ни вообще русских людей в России НЕТ!

Единственное упоминание в Конституции РФ слова «русский» связано с названием государственного языка. И всё!!!

Есть малые народы, есть нужда защищать их права. А вот русский народ, русские люди куда-то просто пропали …

Как же это произошло?

В предыдущей части этой статьи мы остановились на периоде 500-летней давности, когда была сформирована Русская Нация.

С того периода и до наших дней описывая общность русских людей к слову «русский» добавлялись следующие термины:

  • - этнос;

  • - нация;

  • - национальность;

  • - народность;

  • - народ.

Сегодня во многих СМИ можно встретить применение двух и даже трёх этих терминов в ОДНОМ предложении! При чём они используются в этом случае как синонимы.

Давайте разберёмся, являются ли эти слова настолько близкими по смыслу, чтобы считаться синонимами применительно к русским людям (пока так назовём общность всех русских).

1. Этнос — наверное один из самых запутанных терминов. Судите сами:

«Данный подход (Прим. – примордализм) предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её.»

«Этнос, согласно ван ден Берге — это «расширенная родственная группа». Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору»

«Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва). В ней этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию

«… советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, но сегодня высший административный пост в официальной этнологии РФ занимает сторонник конструктивизма В.А.Тишков

Согласно теории конструктивизма этнос — это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания.»

Вот так вот понятно и доходчиво словари пишут о термине «этнос»…

Слово этнос — не русского происхождения. В связи с чем, видимо, его перевод-трактовка и вызывают такие «одинаковые» толкования.

С нашей точки зрения такой «разнообразный» термин к слову «русский» лучше вообще не применять. Иначе каждый, услышавший Ваши слова, может понять их в точности до наоборот.

2. Нация.

Нация — слово так же, как и «этнос», не русского происхождения. Как его определяют словари? Да так же неразборчиво, как и термин «этнос»:

«Единства взглядов в этом понятии нет. В одном случае “нация” отождествляется с понятием исторической общности людей, в другом — с понятием “государство”.»

Простая логика подсказывает, что:

  • - или должно быть два разных термина;

  • - или лучше этот термин не применять (так же, как и термин «этнос»), чтобы не вносить путаницу в обсуждение.

3. Национальность.

«Национальность — в русском языке термин, обозначающий принадлежность индивида к определённой этнической группе. Такое понимание было характерно для Европы XIX века (где этническое в основном совпадало с национальным) и было заимствовано в русский язык, где прочно укрепилось.»

Если учесть то, что мы уже рассмотрели чуть выше, то получается следующее определение: «… термин, обозначающий принадлежность индивида к определённому «не пойми чему»».

Смысловой тупик …

А как обстоят дела на Западе с этим термином?

«В большинстве современных европейских языков соответствующий термин (например, английское nationality) обозначает гражданство или, проще говоря, государственную принадлежность (вид юридических отношений государства и индивида, подданство); иногда ошибочно переводится на русский как «национальность» или ошибочно же используется для перевода русского [термина] «национальность».»

А вот как этот термин использовался в России вплоть до революции 1917 года:

«В Российской империи термин «национальность» в таком значении [как подданство] не употреблялся, и вообще этнической принадлежности как таковой придавалось меньше значения. Так, во время переписи 1897 года принадлежность населения определялась только по языковому и религиозному признакам

Таким образом мы пришли к очень важным выводам:

  • - иностранные термины «этнос, нация и национальность» были искусственно введены в русский язык (как массовое применение этих терминов) только после революции 1917 года;
  • - на государственном уровне до событий 1917 года отсутствовала фиксация того, к какому (-ой) этносу, нации, национальности принадлежит каждый конкретный житель России!

  • - смысловое наполнение этих терминов зависит от политической конъюнктуры (и иных факторов) и имеет различное толкование, что ведёт к невозможности однозначного понимания текстов, содержащих данные термины!


К вопросу, а что же делать с этими терминами, которые так прочно вошли в наш слово-оборот, мы вернёмся чуть позже. А пока определимся с двумя оставшимися терминами.

Народность — народ, не имеющий своей страны, государства. (это наиболее точная и однозначно понимаемая трактовка данного термина;)

Народ.

Вначале посмотрим, что пишут словари.

«люд, народившийся на известном пространстве; люди вообще; язык, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны, состоящей под одним управленьем» Даль.

В Википедии определения термина «народ» вообще нет, есть только определение, кто такие русские.

«Ру?сскиевосточнославянский народ, проживающий в основном в России, а также составляющий значительную долю населения Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Киргизстана, Эстонии, Литвы, Молдавии, Приднестровья, Туркменистана. Разговаривают на русском языке восточной подгруппы славянской группы индоевропейской языковой семьи. Русских связывают общая история, культура и этническое происхождение.»

Опять заострю внимание читателя на том, что и это определение опирается на «пустоту». Ведь по сути оно звучит так:

«Русские — восточнославянский «не-пойми-кто», проживающий … (далее по тексту)».

Итак, подведём итоги.

    1. Термины этнос, нация, национальность и народ не имеют однозначного толкования в словарях, что ведёт к невозможности однозначного понимания текстов, содержащих данные термины!

    2. Использование слов, имеющих множественное толкование, даёт возможность манипулировать чужим сознанием.

    3. Сегодня существует острая необходимость придания каждому из перечисленных терминов однозначного смысла (толкования), понятного любому жителю России.

Мы предлагаем следующую трактовку этих терминов, исходя из этапов развития русского народа.

Этнос — сообщество Родов, Племя, состоящее из родственников по крови не менее, чем на 85-90%; применительно к истории Руси-России, этносы — это племена кривичей, полян, угличей и т.д..

Нация — группа этносов, которые сами себя считают единым сообществом, в основной своей массе (более 80-85%) родственны по крови, т. е. имеют общих предков; применительно к истории Руси-России, нация — это славяне.

Национальность — принадлежность человека к какой-либо нации.

Народ – группа наций, которые сами себя считают единым сообществом, однородны по крови и имеют общих предков не менее 80% от общей численности; применительно к истории Руси-России, народ — это Русские.

Такая трактовка этих терминов:

  • понятна подавляющему большинству населения;

  • имеет однозначное толкование;

  • хорошо вписывается в историю развития Русского Народа: этнос => нация => народ (как параллель: племя => славяне => русские)

Такой подход позволяет найти ответ на многие острые вопросы, встающие сегодня в российском обществе.

Рассмотрим всего два примера.

    1. При переписи населения России появилась такая национальность (как само-идентификация опрашиваемых), как казак и уже слышны голоса «Это не русские» или «Мы не русские».

      Казак — это уровень этнической само-идентификации человека, а то, что он русский — это уровень само-идентификации по принадлежности к народу.

      То есть одно совсем не отрицает другого: казак одновременно является и казаком, и русским.

    2. Является ли мордвин русским?

      Ответ точно такой же, как и в предыдущем пункте: мордвин «по крови», как представитель этноса, является мордвином, а по принадлежности к народу — русский.

Дополнительным подтверждением правильности такой трактовки является тот факт, что вне пределов России всех нас называют РУССКИМИ!

И только мы сами всё никак не можем разобраться, кто же мы есть, хотя весь мир уже давно разобрался.

Нельзя не затронуть и ещё один вопрос — а кто же тогда оставшиеся около 20% людей, которые не вошли в определение «народ»?

Это люди являются частью населения России, но они по разным причинам не входят в общность под названием «народ». Это могут быть как отдельные индивидуумы, не входящие вообще ни в какие общности, так и отдельные этносы, нации и народности.

(В СССР, например, такие этносы и нации называли одним термином — «малые народы и народности»)

Но народ, если смотреть на цепочку «этнос => нация => народ», не является последним звеном в своём развитии.

Об этом мы поговорим в следующих статьях.

Часть 1.

Часть 3.

Рубрика: История, культура, традиции, Ликбез - расширяем кругозор · Запись имеет метки: , , , , , , ,  

Комментарии

  1. nanobetter пишет:

    Я думаю, что Вы ошибаетесь. Предлагаю это обсудить.