Пятница   16   Ноября   2018 г.

ПОЛЬША И КОСМОС.

Автор: admin · Дата: 3 апреля 2011 · Прокомментировать

ПОЛЬША И КОСМОС.

Полвека назад человек впервые шагнул в космос. Это Праздник всех народов, победа всего человечества. И, наряду с народами, бывшими тогда в Советском Союзе, прежде всего этот Праздник должен быть и в Польше. Не только и не столько потому, что первый польский космонавт Мирослав Гермашевский стартовал с того же Байконура, что и Юрий Гагарин. Есть ещё более веские причины.

Ведь родоначальником космонавтики является Константин Эдуардович Циолковский. Он по происхождению наполовину русский, на четверть татарин, на четверть поляк. В детстве воспитывался в духе и русской, и польской культуры. А без основополагающих работ Циолковского мы сегодня всё ещё только бы собирались в космос, а когда собрались бы – неизвестно. Да и сами мечты о космосе стали возможны только после того, как поляк Коперник навёл порядок в Солнечной системе. Без гелиоцентрической системы человечеству некуда податься с Земли. Уже этого вполне достаточно, чтобы сказать, что «Праздник Космического Шага» – это и польский праздник. Но можно ещё назвать немало выдающихся поляков, от математиков до писателей, которые своими трудами заставляли человечество отрывать глаза от земной юдоли и смотреть в космос.

Так уж сложилась судьба, что идти через тернии приходится не только к звёздам, но и к празднованию «космических дат». Именно в годовщину запуска первого спутника, 4 октября 1993 года, был устроен кровавый расстрел Верховного Совета России. И что люди теперь вспоминают чаще? А 17 августа 1991 года был создан ГКЧП, действия которого привели Россию к череде тяжелейших трагических событий. И поэтому в этот день всплывает в памяти ГКЧП, а не то, что 17 августа 1933 года в подмосковном Нахабино взлетела первая ракета. И пусть она весила всего 18кг и поднялась всего на 400м, но это была первая в мире взлетевшая ракета – прототип современных.
А в прошлом году хуже не придумаешь – произошла трагическая авиакатастрофа под Катынью, унёсшая жизни 96 человек, в том числе Президента Польши Леха Качинского. И 12 апреля было объявлено в России днём траура.
Да, жизнь полна смертями и трагедиями, но на то она и жизнь, чтобы всё побеждать. Как писала поэтесса: «Сотри случайные черты, и ты увидишь: жизнь прекрасна!». Конечно, вечный праздник невозможен, но вечная трагедия для жизни смертельна. И, чтобы увидеть будущее, надо смотреть в него с высоко поднятой головой, невзирая ни на что. Поэтому надо бы 12 апреля расчистить от всего случайного, от попыток в этот день вытаскивать нечто совсем другое.

Я представляю, как трудно остановиться тем, у кого весь смысл жизни сводится к тому, чтобы сеять вражду между нашими братскими народами. Скажу только, что те профессиональные гряземетатели, которые целят в Россию, в большинстве случаев попадают своим реквизитом в Польшу, а те, которые, целят в Польшу, попадают в Россию. Взаимовыгоден ли такой «товарооборот»? Шальные люди под предлогом необходимости очернения всего русского отлучают Польшу от сопричастности к космическим достижениям. Я верю: в Польше появится новый Коперник, который найдёт её истинное место под Солнцем, и она перестанет блуждать по эпициклам Птолемея. Да и Россия разберётся с теми, кто превращает её братьев во врагов.

Интересно, что люди, побывавшие в Польше, общавшиеся с простыми поляками, говорят, что никакой русофобии они там не встречали. Но вот если послушать СМИ и политиков, то волосы встают дыбом от нагромождения обвинений. Так кто же подбрасывает дровишки, почему угар взаимных обвинений не улетучивается? Дело в том, что отношение элит, властей и монархов с польской и русской стороны эти же самые власти выдают за отношение самих братских славянских народов, что не совсем правильно («Паны дерутся, а у мужиков чубы трещат»). Скажем, российские правители недавно ввели такой хитрый праздник как «4 ноября – День народного единства». И обосновали его тем, что в этот день из Москвы были изгнаны польские интервенты. А народ этот праздник не принимает и не понимает. Потому что в той войне решался прежде всего вопрос о правящей династии, о том, чьи паны лучше: русские или польские. Это всё равно как если бы в Англии, вспомнив войну Белой и Алой роз, ввели праздник в честь победы одной из «роз» и назвали его «Днём единства».

Не буду углубляться в примеры, скажу только, что «историческая справедливость» – это типичный софизм, и решение его должно быть в надлежащем духе. По факту, прошлая справедливость или несправедливость есть данность, которую уже не изменить. Лучше в настоящем быть более справедливым.
Между тем каждая из спорящих сторон выбирает свою дату, свои события для «восстановления исторической справедливости». И, конечно же, у каждой стороны есть свои «факты», порой неотличимые от субъективного истолкования. Такой спор о прошлом ведёт только к сегодняшним распрям, а не к объективной истине. Поэтому надо проверять умственные способности неукротимых спорщиков на примере простейших модельных задачек на тему «исторической справедливости». Хотя бы вот на такой.
Спорят Шилов и Мылов. Шилов требует: «Ты мне должен выплатить огромную компенсацию, так как твой дедушка изнасиловал мою бабушку и от этого родился мой отец!». Мылов: «Это ты должен мне компенсацию, так своей жизнью ты обязан моему дедушке!». Шилов: «Совсем не так. Изнасилование – это несправедливость. Поскольку у нас общий дедушка, так и быть, для восстановления справедливости ты выплатишь мне половину компенсации. А ты должен потому, что пострадала моя бабушка, а не твоя». Мылов: «Для восстановления справедливости тебя необходимо просто убить – и тогда никаких последствий от несправедливости не останется». Изнасилование – вопиющая несправедливость. Так вот, пускай любители «исторической справедливости» скажут, как её восстановить в этом азбучном случае, а потом уже берутся учить народы.

Ключевой вопрос для настоящего: «Что для нас лучше: быть вместе или порознь?» И на любые вопли и сопли об «исторической справедливости» надо отвечать этим вопросом. Да и вряд ли целесообразно ворошить кошмарное прошлое, зная, что это приведёт к ещё более кошмарному будущему. Лучше светлые праздники во имя светлого будущего.

Рубрика: История, культура, традиции, Новости · Запись имеет метки: , , ,  

Комментирование закрыто.