Среда   12   Декабря   2018 г.

Хорошо поговорили. А делать кто будет?

Автор: admin · Дата: 11 июля 2015 · Прокомментировать

Хорошо поговорили. А делать кто будет?

В интернете появилась информация о миллиардах рублей, которые были вложены впустую. Общий смысл такой:

«…Днем 2 июля в здании Госуниверситета морского и речного флота имени Макарова прошло первое в 2015 году заседание морской коллегии при правительстве РФ (проходит дважды в год) под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. На ней несколько десятков участников — чиновники Минпромторга, главы судостроительных компаний, исследовательских институтов — пришли к общему выводу: в идею импортозамещения в судостроительной отрасли вложены миллиарды рублей и, как выяснилось, бесполезно.

… Морская коллегия при правительстве РФ под председательством Дмитрия Рогозина пришла к выводу, что миллиарды, вложенные в импортозамещение в области строительства кораблей и судов, потрачены впустую. Доля иностранных комплектующих в судовых машинах и приборах — 95%. …

…«Активная часть основных производственных фондов имеет износ более 70%. Удельная трудоемкость производства (время, затраченное на выпуск единицы продукции. — Прим. ред.) в отрасли в три-пять раз выше, чем за рубежом. Все ощутимей становится кадровый голод, вследствие чего падает качество производства. Степень использования мощностей — не более 25 – 30%. Понятно, что в таких условиях заказчики судов и морской техники на протяжении последних лет традиционно отдавали предпочтение импортным комплектующим, оставляя российским производителям, в лучшем случае, сборку корпусов и монтаж закупленного за рубежом оборудования», — заявил вице-премьер.

…Главком ВМФ адмирал Виктор Чирков взорвал заседание своим заявлением, в котором провозгласил идею импортозамещения в области судового машино- и приборостроения, по сути, провалившейся. … «Вы посмотрите, что происходит: Военно-морской флот заказывает энергетическую установку, проводит НИРы, ОКРы, НИОКРы, то есть тратит деньги государственные. … сегодня в России всего три предприятия, которые делают эти установки. Это Коломенский завод. Это Уральский дизель-моторный завод, который делает так, что крышки двигателей через два месяца просто-напросто морская вода разъедает. И это завод «Звезда», наш любимый. Двигатель-то новый у них (представлен на днях на МВМС-2015) — действительно их разработки, а изготовление чье? Опять импортное! Я вчера с ними общался. А металл, говорю, из которого сделан двигатель, у нас в России способны сделать? А корпус и составные детали? Нет! Растеряли все технологии! Электрооборудование? Нет! Задаю вопрос: турбонагнетающие установки для двигателя кто делает? Австрия, Швейцария, Швеция и так далее! Вы понимаете, что все здесь сидящие люди тратят государственные деньги, а на выходе-то ничего нет!»

… «Если мы начнем анализировать, куда были потрачены миллиарды рублей, то выяснится, что, в принципе, сегодня должно было быть уже все изобретено и давно иметься в демонстрационных образцах. Вот только на самом деле ничего нет. На бумаге все есть, а когда спрашиваешь о результатах, говорят: «Это просто назвали НИРом, а на самом деле это была форма поддержки нашего научно-исследовательского института». То есть деньги съели, а результатов – ноль. …», — сказал Рогозин.

Согласно протоколу заседания, Дмитрий Рогозин также поручил Минпромторгу, ОСК и ЦНИИ «Курс» (проектирует судовое вооружение и радиоэлектронное оборудование) до конца 2015 года изучить вопрос создания научно-производственного центра «Судовое машиностроение», который объединит организации, «способные обеспечить проектирование и производство современного конкурентоспособного оборудования». Кроме того, до конца года должны быть внесены поправки в Стратегию развития судостроительной промышленности до 2020 года, которая создаст условия для учреждения такого центра. …»

Итак, что мы видим, если выразить это всё коротко:

  1. Деньги выделены, потрачены, а результат нулевой,
  2. Наша промышленность уже не выпускает многие изделия, детали и комплектующие или выпускает их низкого качества,
  3. Имеется острая нехватка специалистов в промышленности.

Что предлагается – учредить ещё один Центр, который опять будет «пилить» государственные деньги.

На каком основании я делаю такой вывод?

С одной стороны – собрались умные люди, сказали умные слова и приняли умное решение.

С другой стороны – у них получилась рыба, состоящая из одной головы. Нет у неё ни тела, ни хвоста. А, как известно, такие рыбы в природе не выживут. Да и даже не родятся.))) В данном случае под телом подразумевается сама промышленность, а под хвостом – система подготовки кадров.

Тема эта очень обширная и в одной статье всё не высказать. Поэтому я затрону лишь один вопрос, который был озвучен на коллегии, но кроме озвучивания, никаких решений принято не было – острая нехватка кадров в промышленности.

Достаточно всего одной фразы, высказанной на коллегии «Активная часть основных производственных фондов имеет износ более 70%. …», чтобы сделать вывод – наша промышленность РАЗРУШЕНА. При чём, больше, чем после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. И при этом кадров сегодня тоже гораздо меньше, чем в послевоенные годы. И практически все эти кадры уже находятся в возрасте «за 50» …. Я говорю о тех кадрах, которые получили хорошее советское образование и, вопреки всем издевательствам над нашей страной, продолжают работать на производстве.

С начала 1990-х годов начался развал средне-профессионального и средне-технического образований (о высшем отдельный разговор, хотя и оно пострадало очень сильно). И это привело к практически полному уничтожению ПТУ и техникумов технической направленности. На производстве это выразилось в постепенном уменьшении, а потом и к полному отсутствию, профессиональных бригадиров, мастеров, технологов. При чём на многих предприятиях эти должности вообще отсутствуют в перечне специалистов, необходимых для правильной работы производства!

Да, на первый взгляд это выгодно хозяевам предприятий, потому что их главная цель – прибыль любой ценой, чем меньше рабочих и больше продукции, тем выгоднее. Зачем нужны мастер и технолог, ведь они ничего не производят, а только ходят и требуют – дай то, дай другое, и на всё это нужно тратить деньги. Но такой подход приводит только к одному: падает качество продукции и невозможно выпустить её максимальный объём даже на имеющемся оборудовании.

Перед  Великой Отечественной войной, когда нужен был рывок в развитии промышленности, а не было нужных кадров, пошли по такому пути:

«Школа фабрично-заводского ученичества, школа ФЗУ[1] (часто ошибочно — фабрично-заводское училище) — низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР с 1920 по 1940 год.

Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения 3—4 года. В школу принималась молодёжь 14—18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка.

В 1930—1939 годах обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5—2 лет.

Школа фабрично-заводского обучения (школа ФЗО) — низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали с 1940 по 1963 год.

Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовили рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения 6 месяцев.

В школу принималась сельская и городская молодёжь 16−18 лет с любой общеобразовательной подготовкой (с 1955 года — с начальным образованием и выше). Для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на строительстве, принимались только юноши с 18 лет. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. В 1940-1953 годах молодёжь на обучение в школы ФЗО направлялась в порядке призыва (мобилизации).

В 1949 году школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с 6 и 10-месячными сроками обучения. В 1955 году школы ФЗО для строительства реорганизованы в 10-месячные строительные школы, а с 1957 года — в 2-годичные строительные училища.

В 19591963 годах наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.

За время существования школ ФЗО было подготовлено около 6 млн рабочих.»

Как видите, только за время существования ФЗО было подготовлено 6 МИЛЛИОНОВ профессиональных рабочих. И на это ушло 23 года!!! При чём начиналось с того, что профессию получали люди с ЛЮБОЙ общеобразовательной подготовкой!!! То есть они должны были хотя бы уметь читать и писать.

И всё это время государство вкладывало огромнейшие средства в развитие производства и закупку оборудования для них.

Напомню, что в то время население всего СССР было лишь чуть больше, чем сегодня проживает людей в России (по официальной статистике).

Так сколько же осталось времени у России, чтобы без жёстких мер возродить свою промышленность?

Чтобы выпускник образовательного заведения смог стать полноценным специалистом, он должен не только получить образование, но и успеть перенять опыт у уже имеющихся специалистов. Подавляющее большинство этих специалистов сегодня находятся в возрасте «за 50». И в основном это мужчины. Средний возраст по стране продолжительности жизни мужчины чуть меньше 60 лет, то есть средний мужчина не доживает до пенсии. В промышленности этот возраст ещё меньше. Так что осталось не так уж и много – всего 10 лет, максимум 15. И после этого опыт перенимать станет просто не от кого. И плюс к этому – уже не останется даже преподавательского состава, способного научить людей профессиональным знаниям.

= =======================================

Вывод напрашивается сам – для того, чтобы поднять промышленность страны и производить собственную продукцию, а не закупать импортную, надо осуществлять комплексную программу по развитию промышленности, а не создавать отдельный центр, который сам по себе никакой пользы не принесёт и будет продолжена бесполезная растрата государственных средств.

В эту программу должно входить:

  1. Общая стратегия развития промышленности страны,
  2. Стратегия развития промышленности по отраслям
  3. Стратегия развития промышленности по регионам

В соответствии с этими стратегиями должны быть составлены:

  1. Планы по выделению денег из бюджета и других источников на 5, 10 и 20 лет,
  2. Планы строительства и реконструкции имеющихся объектов промышленности,
  3. Планы по закупке оборудования, материалов и пр.пр. для запуска этих объектов и поддержки ещё работающих,
  4. Планы по открытию учебных заведений по подготовке специалистов.

Но всё это невозможно сделать, если не изменить положение Человека Труда в нашем обществе, без Программы развития Молодёжи, без поддержки Института Семьи и многого другого. Иначе молодёжь никогда не пойдёт работать на производство, а будет стремиться идти туда, где платят больше. Ведь это абсурд, когда обычный посредник (в простонародье менагер) получает в разы, а то и на порядок больше того, кто ПРОИЗВОДИТ продукцию!!!

Страну надо менять, и эта необходимость уже давно назрела! И назрела она для подавляющего большинства населения нашей страны!!!

И, на мой взгляд, оценка деятельности руководства КАЖДОГО предприятия, города, региона, страны должна рассматриваться КАЖДЫМ ИЗ НАС именно в таком контексте, а не исходя из «липовых» показателей ВВП, курса доллара или котировки ценных бумаг на рынке.

Рубрика: Новости · Запись имеет метки: , ,  

Комментирование закрыто.