Среда   12   Декабря   2018 г.

Реверберация: что это такое и зачем она нужна.

Автор: admin · Дата: 11 декабря 2015 · Прокомментировать

Реверберация: что это такое и зачем она нужна.

В этот раз мы поговорим о таком эффекте, как Реверберация. Моя точка зрения заключается в следующем – в реальных условиях мы в принципе не слышим звуков без реверберации и поэтому запись голоса без этого эффекта является ИСКАЖЕНИЕМ естественного звучания голоса. А значит при записи голоса в звуковом редакторе использование эффекта реверберации ОБЯЗАТЕЛЬНО ! Даже в самой лучшей звуковой студии и в чистом поле эффект реверберации присутствует, это показывают приборы, но ухо человека его почти не слышит. Но при записи своих песен далеко не каждый имеет в своём распоряжении звуковую студию и в чистом поле навряд ли кто-то записывает свои песни.)))

Для начала разберёмся, что же такое реверберация.

Представьте, Вы стоите в комнате, повернули голову вправо и произнесли короткий звук. Этот звук частично (из-за поглощения звука стеной) отразился от стены, и ЧАСТЬ его попала Вам в уши, а часть его полетела до левой стены. Там эта часть опять отразилась, и, уже от этой части, маленькая часть попала Вам в уши, а остальная часть полетела опять до правой стены. И так до полного затухания звука.

С каждым разом в Ваши уши будет попадать всё меньшая часть отражённого звука. Время, в течении которого Вы слышите сам звук и до полного его исчезновения, называется Временем Затухания Звука. А сам процесс затухания звука и называется Реверберацией.

Звук в воздушной среде имеет достаточно определённую скорость. Когда стены расположены очень близко, то и затухание происходит очень быстро (например, в ванной комнате). Если помещение чуть больше (например, подъезд), то и звук затухает дольше. В большом концертном зале – ещё дольше. А в горах звучит дольше всего, становясь Эхом. То есть Эхо – это тоже Реверберация, но только с очень большим временем отражения звука от препятствий (от гор) и большим затуханием.

Из всего сказанного следует, что мы ВСЕГДА слышим ВСЕ окружающие нас звуки с реверберацией. И поэтому звук, записанный в студии, является мёртвым звуком, искажённым по отношению к своему естественному звучанию. И по этой причине эффект реверберации при записи ВСЕХ звуков в студии добавляют ВСЕГДА. Иначе звучание будет пустым, не естественным, скучным, не вкусным.

При исполнении песен не все виды реверберации звучат благозвучно. Например, мужчина поёт: «Милая, ты услышь меня, под окном стою я с гитарою…», а звук голоса как из ванной комнаты – приятно будет слушать такую запись?))) Или, по тексту песни, двое сидят у камина и разговаривают, а звук голоса у них как в горах – мы можем не понимать, что здесь неправильно выбрана реверберация, но субъективно воспримем звучание как «что-то не то», а услышав эту же песню, где голоса звучат как в комнате, скажем – вот теперь песня звучит лучше, хотя певцы ничего не меняли в своём пении, а изменился лишь эффект реверберации.

Сам по себе эффект реверберации очень красивый. Но нельзя им злоупотреблять. Поэтому существует несколько правил, как использовать этот эффект, в нашем случае – при записи голоса в звуковом редакторе (вне зависимости от типа звукового редактора):

1.       Смысл песни и реверберация голоса должны соответствовать друг другу. Например, в песне «Поле, русское поле» эффект реверберации должен быть минимальным, потому что в поле реверберации почти нет.  А в песне космической тематики звук голоса без реверберации будет звучать тупо и неестественно.

2.       Подголоски в подавляющем большинстве случаев всегда звучат с чуть большей реверберацией, чем основной голос.

3.       В припеве в большинстве случаев реверберации добавляют чуть больше, чем в куплете.

4.       И самое главное – всегда обращайте внимание на то, какая реверберация уже есть в фонограмме – примерно такая же должна быть и у голоса. Тогда голос будет звучать с музыкой гармонично. Очень хороший пример есть в художественных фильмах, когда в комнате человек смотрит телевизор, по нему показывают выступление певца. В телевизоре видно и слышно по звуку, что выступление идёт в концертном зале, а человек в комнате начинает подпевать. И тоже явно слышно, что он поёт в комнате!!! Для фильма – это НОРМАЛЬНО, именно так и показывают, что человек в КОМНАТЕ подпевает оркестру и певцу, которые поют в ЗАЛЕ. То есть, даже не видя фильм, Вы по звуку это определите. Но при записи песни в звуковом редакторе такое несоответствие в звучании музыки и голоса используется крайне редко, только когда это задумано или текстом песни, или иным сценическим замыслом исполнителя.

К сожалению очень часто звучат записи с большим несоответствием реверберации в музыке и в голосе. Надеюсь, что эта статья поможет каждому лучше разобраться, что такое реверберация, и как её лучше использовать в своих записях.

Как добавить эффект реверберации к голосу, на примере редактора Аудишн 1.5, и какие выставить предварительные настройки, можно здесь: http://ded-matvey.ru/?p=500

Рубрика: Запись в Audition, Новости · Запись имеет метки:  



Оставить комментарий или два